Дорогие пользователи, у нас новый сайт. Перейти на новую версию сайта.
ПЕРЕЕЗДА НЕТ, ЛИШЬ ОГРОМНАЯ ВОРОНКА...

ПЕРЕЕЗДА НЕТ, ЛИШЬ ОГРОМНАЯ ВОРОНКА...

Это было первое, что утром 4 июня 1988 услышал по радио главный инженер дистанции пути Иван Геннадьевич Хандин.

Супруги Хандины проживают на улице Мира. Оба высококлассные специалисты, много лет отдавшие работе на железной дороге. В роковую субботу 1988 года они были в отпуске.Вернее, отпуск должен был начаться в понедельник, и семья готовилась к отъезду в Ригу. Что может быть лучше встречи с родственниками и прогулок по прибалтийской набережной!? Все в радостном ожидании собирали чемоданы, строили планы.

- Утром в субботу все были дома, когда услышали хлопок и тут же с шумом распахнулись балконные двери...,- вспоминает Иван Геннадьевич. - Жена позвонила в диспетчерскую, узнать, что случилось. Быстро собрались и на служебной машине поехали на станцию Арзамас-1.

Все описать словами сложно. Мой собеседник берет ручку и, со свойственной ему скрупулёзностью, чертит схему места трагедии и прилегающие объекты. Объясняет:

- Переезда нет, будки тоже нет, на их месте громадная воронка. Погибла дежурная Анна Першина. На другой стороне была бытовка, в которой в выходной день никого не было. Частично разрушен дом дорожного мастера М.И. Калинина. Сам хозяин дома вышел поливать огород и погиб. От взрыва пострадали казармы, как мы их называли, был травмирован бригадир Николай Лобанов. Полностью разрушены хозпостройки. Железнодорожникам была поставлена задача -восстановить горловину (переезд и прилегающие к нему пути, порядка километра) в короткие сроки, чтобы не останавливать движение поездов.

Обязанности по восстановлению возложили на дистанцию пути (начальник участка Мальченков). В первые часы работать было сложно: погибли или травмированы работники дистанции, весь необходимый инвентарь и оборудование уничтожены. Жара стояла страшная. Недалеко от переезда поставили бочки с квасом, а в тупике - вагон-ресторан, где готовили обед для рабочих.

После проверок со стороны ревизионной комиссии приступили к работам. Как только котлован был засыпан, начали восстановительные работы. Помощь оказывали солдаты, а также путейцы из Лукоянова. На верхнее строение пути решено было уложить рельсы более тяжелого типа. Было налажено снабжение всеми необходимыми материалами.

Уже через несколько дней через ст. Арзамас-1 прошли первые поезда. Но работы продолжались еще месяц: бытовки заменили контейнерами, оборудовали переезд. Решался и вопрос с расселением семей железнодорожников. Дистанция пути с задачей справилась. Полугодовой план работ выполнен всего за один месяц. После многочисленных проверок, следственных экспериментов было установлено, что пути были исправны, вины железнодорожников нет.

Иван Геннадьевич Хандин проработал на железной дороге до самой пенсии. Награждён званием «Почётный железнодорожник». Но взрыв в 1988 году станет своеобразным мерилом компетентности, профессионализма не только его лично, но и всех тех, кто ликвидировал последствия взрыва.

Только факты

* При приближении к станции Арзамас-1 взорвались сразу три вагона грузового состава, который следовал в Казахскую ССР из Дзержинска. Транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая требовалась горным предприятиям. Погиб 91 человек, число пострадавших составляет около полутора тысяч. Взрыв прогремел в 09.32 утра. Железнодорожный переезд расположен в северной части станции Арзамас-1. Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи. Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.

* В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода, проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.

* Последствия взрыва были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу. Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.

https://a-novosti.ru/«...-pereezda-net,-lish-ogromnaya-voronka»